Словарь-справочник «Русский язык»

Все уроки русского языка: 1 класс   2 класс   3 класс

Алфавитный указатель: А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Ц | Ч | Я

    А

  • Алфавит — это совокупность букв, расположенных в определённой последовательности (Видео уроки по теме: Алфавит).
  • Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

    Б

  • Буквы — это особые знаки для передачи звуков в русском письме.
    По начертанию различают следующие виды знаков букв:
    а) большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные), например: В и в; Ж и ж; В и в; Ж и ж.
    б) печатные и рукописные, например: Б и Б; б и б.
    Буквы русского алфавита делятся на три группы:
    1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и;
    2) согласных букв — 21: б, в, г, д, й, ж, з, к, л,, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
    3) 2 буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ. Всего букв в русском алфавите 33.
  • Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: Знобит с утра. Быстро смеркается.
  • Бессоюзное сложное предложение — это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средства их связи — содержание и интонация. Например, в сложном бессоюзном предложении Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (И. Тургенев) простые предложения объединены содержанием (общая тема) и интонацией (причина).

    В

  • Вводными словами в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Крупных окуней, бесспорно, удить весело (С. Аксаков); Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май (А. Чехов).
  • Второстепенные члены предложения. Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными, например: 1) У самой дороги вспорхнул стрепет (А. Чехов) — главные члены вспорхнул стрепет; второстепенные члены, поясняющие главные члены: вспорхнул (где?) у самой дороги. 2) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев) — второстепенные члены предложения ясному и безоблачному поясняют второстепенный член предложения небу: (плыла) по небу (какому?) ясному, безоблачному; второстепенный член полная поясняет подлежащее луна: луна (какая?) полная; второстепенный член по небу поясняет сказуемое плыла: плыла (где?) по небу.
  • Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
    Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.
    Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

    Г

  • Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Графика — это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
    Для передачи слов применяются буквенные и небуквенные графические средства (дефис, пробел (промежуток между буквами), черточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания.
  • Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться).

    Д

  • Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
    Речь жителей той или иной местности называют диалектом. В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или севернорусское наречие), южнорусские диалекты (или южнорусское наречие), среднерусские диалекты (или среднерусские говоры).
    Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности.
    Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.
  • Диалог. Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом.
  • Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращаются (М. Лермонтов). Погружаясь — это деепричастие, оно выражает добавочное действие. Основное действие выражено глаголом чувствовал. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, совершает всегда одно и то же лицо: Погружаясь…, я чувствовал (я чувствовал, когда погружался…).
  • Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

    З

  • Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Однако в отличие от последних сам по себе он не выражает никакого значения.
    Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
    Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. (Видео уроки по теме: Звуки и буквы)
  • Знаки препинания. В школе изучается 10 знаков препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (—), скобки двойные (круглые) ( ), кавычки двойные («»). Они употребляются в предложении.
    Текстовые знаки препинания (т. е. употребляемые в тексте) в школе не изучаются, например: отступ (перед новым абзацем), линия под текстом и др.
    Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчёркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.
  • Знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
    Они используются:
    1) для оформления отдельного предложения как законченного и
    2) для отделения предложений в тексте.

    И

  • Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (лабиринт, космонавт, молодёжь, спорт, фестиваль, предприятие, экология, планетарий, Россия, Москва, Владивосток, страх, ходьба, радость).
  • Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?: Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые? И о чём звените вы в день весёлый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой); С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка? (М. Пришвин).
  • Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте: Школьники посадили двадцать яблонь, одиннадцать вишен, тридцать пять кустов смородины; Дважды два — четыре; Первого января — Новогодний праздник; Первое сентября — День знаний.

    К

  • Крылатые слова (крылатые выражения) – это устойчивые выражения из литературного или исторического источника, меткие изречения какого-либо персонажа или цитаты из произведений художественной литературы
  • Комбинированное подчинение придаточных — это такое их подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие — параллельно, однородно или неоднородно, например: В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли (А. Чехов).
  • Корень слова — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый. Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-.
    Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
  • Косвенная речь. Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела (Б. Полевой). В этом предложении указано, что сказал герой, о чём он спросил, но дословно его речь не передаётся. Косвенная речь передаёт только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы.
  • Культура речи — это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
    В культуре речи выделяются две стороны:
    1) правильность речи;
    2) речевое мастерство.

    Л

  • Лингвистический словарь — это особая книга, сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке.
    Словарная статья лингвистического словаря состоит из следующих частей: заглавное слово, грамматические формы, толкование лексического значения слова, примеры употребления слова в предложении, в словосочетании.
  • Литературный язык — это язык радио и телевидения, газет, театра, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.
    Литературный язык имеет устную и письменную форму.
  • Лексика — это совокупность всех слов языка.
    Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.
    В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения.
  • Лексикография — это раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей.
  • Лексикология (от греч. lexikos – словарный, ср.: lexis – слово, и logos – учение) – раздел языкознания, который изучает лексический состав языка, слова в их разнообразии, взаимодействии и функционировании.
  • Лексико-фразеологические нормы — это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении (например, дворовые: Новый дворовый назначен кучером у молодого барина; дворецкий: Дворецкий давал распоряжения остальным слугам) и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении (например: пожилой человек (не «пожилая лошадь»), карие глаза (не «карие чулки») и др.).
  • Лексическое значение включает в себя общее значение части речи (предмет, признак предмета, действие или состояние предмета и т.д.).
    Лексическое значение – содержание слова, которое с помощью мышления устанавливает связь между звучанием слова (словом – названием) и предметом, явлением реального мира.
  • Логическое ударение — это выделение в устной речи одного из слов предложения, наиболее важного в сообщении, например:
    1) Школьники отправились в поход.
    2) Школьники отправились в поход.
    3) Школьники отправились в поход.

    М

  • Монолог — одна из форм речи, в которой развёрнутое высказывание состоит из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Монолог обращён к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).
  • Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
    В русском языке 10 частей речи.
    Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие.
    Часть речи характеризуют:
    1) общее значение,
    2) морфологические признаки (или грамматические значения) и
    3) синтаксическая роль.
  • Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. По лощине змеился заледеневший ручей, за ним лежало село Дубровицы (К. Симонов). Бой прекратился через час. Он иногда ещё вспыхивал то здесь, то там, потом совсем затихал (К. Симонов). Одно и то же местоимение он в разных предложениях указывает на предмет, но не называет его. Лексическое значение этого местоимения определяется контекстом. В первом предложении он — это ручей, во втором — бой.
  • Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
    Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
    Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения, например: Ай да мёд! (А. Пушкин) — ай да в значении определения. Вот раздалося «ау!» вдалеке (Н. Некрасов) — ау — подлежащее.
  • Морфологические нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, местоимения, причастия и при спряжении глаголов (например, горячий кофе, свежая мозоль, Дарвином (не: Дарвиным), пять пар чулок (сапог, ботинок, валенок), пять пар носков, пять апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, пять барж, кочерёг, пять яблонь, саней, свечей, яблок, полотенец; готовимся к Восьмому марта и др.).

    Н

  • Назывные предложения — это такие односоставные предложения, у которых главный член — подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем, например: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пушкин).
    Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения.
    Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях, в разговорной речи.
  • Научный стиль. Эта разновидность литературного языка употребляется в научных трудах учёных для выражения результатов исследовательской деятельности.
    Цель научного стиля — сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации этого стиля — монолог.
    В научном стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.
    Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.
  • Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака. У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом; идёт направо — песнь заводит, налево — сказку говорит (А. Пушкин).
  • Неоднородное подчинение придаточных — это такое их подчинение, при котором они относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы, например: Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица (М. Лермонтов).
  • Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке. Неологизмы в языке появляются для того, чтобы называть новые вещи, предметы культуры, орудия труда, новые представления о мире и т. д.
  • Неполные простые предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член — главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу: Товарищ пошёл в библиотеку, а я — в бассейн.

    О

  • Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией, например: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью (А. Пушкин); Тебе, Кавказ, суровый край земли, я снова посвящаю стих небрежный (М. Лермонтов); Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных (С. Есенин).
  • Обособленные члены предложения. Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например: Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова (А. Герцен). В этом предложении обособленным является распространённое согласованное определение, выраженное причастным оборотом (выстрел какой? убивший Пушкина).
    Является также обособленным обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом: Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза (Н. Гоголь). (Стояли как? потупив глаза.)
  • Однородное подчинение придаточных — это такое их подчинение, при котором они относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос, например: Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки (А. Чехов).
  • Однородные члены предложения. Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью: Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса (К. Паустовский).
  • Орфоэпия — это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. В орфоэпии изучаются также правила постановки ударения.
  • Омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
  • Описание — смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
    Описательный текст может быть в форме любого стиля.
  • Основа слова — это часть изменяемого слова без окончания. Например: море — моря — морю. В основе слова заключено его лексическое значение.
  • Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
  • Окончание слова — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
  • Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу или традиции письма. Орфограмма — основной объект орфографии.
  • Орфографическое правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах.
  • Орфография — это 1) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, чёрточек), например: товарищ, по-товарищески, на днях, во-да (при переносе); 2) система правил правописания слов.
  • Официально-деловой стиль. Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере — в переписке граждан с учреждениями, учреждений с гражданами, учреждений друг с другом.
    Цель официально-делового стиля — информация.
    Обычная форма реализации этого стиля — монолог.

    П

  • Параллельное подчинение придаточных — это такое их подчинение, при котором они относятся к разным словам одного и того же главного предложения, например: Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу (Н. Гоголь).
  • Паронимы (от греч. рага – рядом, возле; onome – имя) – слова, близкие по звучанию, но различающиеся по лексическому значению.
  • Письменная речь связана с написанием. Письменная речь оформляется правильно и точно с точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются сложные и осложнённые предложения.
  • Повествование — смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
    Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.
    Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
  • Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?, например: Установилась (что?), хорошая погода (М. Горький). Едва редела ночи тьма, (кто?) Людмила к водопаду шла умыться хладною струей (А. Пушкин).
  • Полные простые предложения — это такие предложения, в которых все члены предложения налицо: С запада надвигалась дождевая туча. Постепенно темнело.
  • Последовательное подчинение придаточных — это такое их подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному, а остальные — последовательно друг другу. При этом придаточное предложение, к которому относится другое придаточное, становится главным по отношению к нему, например: Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать (Н. Гоголь).
  • Пословица – это меткое образное изречение назидательного характера, обобщающее какое-нибудь житейское наблюдение.
  • Поговорка – это краткое народное изречение нередко назидательного характера, имеющее только буквальное содержание.
  • Правильность речи — это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка).
  • Профессиональные слова — это слова, употребляемые в речи людей, объединённых какой-либо профессией, специальностью.
  • Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением. Например: приставки в- и вы- в глаголах вбежать — выбежать, вползти — выползти, ввести — вывести указывают на направление движения; в словах переписать, перебелить, перегруппироваться приставка пере- обозначает «переделать что-либо».
  • Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст, и важна должна быть причина, его к тому побудившая. Передо мною тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы… Волнуемый воспоминаниями, я забылся (М. Лермонтов).
  • Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении: стоять у карты Родины; жить в родной стране. Любовь к отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах (А. Н. Толстой).
    Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
    Предлоги выражают различные отношения:
    1) пространственные: работает на заводе, дорога в космос, живёт за рекой и др.;
    2) временные: заморозки по утрам, отдыхали на каникулах, гимнастика перед уроками, занимается с утра до вечера;
    3) причинные: ошибка по невнимательности, пропустил занятия из-за болезни, побледнел от страха.
    Предлоги могут употребляться с несколькими падежами.
  • Предложение — одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложение — наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.
    Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).
    Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т. е. представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.
    Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна (М. Пришвин); Сумерки Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И. Тургенев).
  • Предложение с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора: Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости (М. Лермонтов). Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом: Иван Ильич спросил, где находится штаб (А. Толстой).
  • Простое предложение — это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: С чего нанимается Родина? (М. Матусовский), или из одного — подлежащего, например: Зима.. Кругом лежит снег; сказуемого, например: Вечереет. Небо на западе порозовело.
  • Прямая речь. Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал: Женя помолчала и опять спросила: «Оля, а кто такой Тимур?» (А. Гайдар).
  • Публицистический стиль. Этот стиль употребляется в агитационных выступлениях. Цель публицистического стиля — воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах.
    В публицистическом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.
    Обычная форма реализации данного стиля — устный или письменный монолог.
  • Пунктуационное правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление) для выделения смысловых отрезков.
  • Пунктуация — это 1) система знаков препинания и 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

    Р

  • Разговорный стиль употребляется в обыденной речи, в беседах.
    Цель разговорного стиля — общение, обмен мыслями, впечатлениями.
    Обычная форма реализации этого стиля — диалог.
  • Разделительные знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.
    Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящих в его состав.
    Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
  • Рассуждение — смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
    Рассуждение строится по следующему плану: тезис, аргументы, доказывающие его; вывод.
    Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей.
  • Реплика. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами.
  • Речевое мастерство — это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения. Говорящие и пишущие с точки зрения речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя оценками: хуже, лучше (так можно сказать, но есть лучший вариант).
  • Русский язык — это национальный язык русского народа, язык русской нации. Близкие по происхождению народы имеют и родственные языки, которые по своему словарю и грамматике близки друг к другу. Так, все славяне говорят на родственных языках. Русский язык входит в славянскую группу языков (русский, украинский, белорусский, болгарский, чешский, словацкий, македонский, сербский, хорватский, польский, словенский и др.), которые произошли из общеславянского языка.
    Русский язык — один из богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.
    «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В. Белинский).
    «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бес-конечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии» (П. Мериме).
    «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи» (Н. Гоголь).
    «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И. Тургенев).
    «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего» (А. Н. Толстой).
    «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей» (М. Горький).
    «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский).
  • Русский литературный язык — язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определённым правилам, или нормам.

    С

  • Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим, обозначает действие и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).
  • Словосочетание — единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически, например: родная сестра, мирное небо, стоять на мосту, очень интересный.
  • Слог — это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха.
    Слог — это наименьшая единица произнесения слова.
    Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: зе-мля, во-да, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пав-лин, кос-тюм, крас-ный, жел-теть, гор-дость, чёр-ный).
  • Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы: На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий (В. Жуковский).
  • Сложноподчинённое предложение — это такое сложное предложение, в котором одно из простых предложений по структуре и смыслу зависит от другого (подчиняется ему), например: Нам такое не встречалось и во сне, чтобы солнце загоралось на сосне (М. Исаковский). Второе предложение Чтобы солнце загоралось на сосне зависит от сказуемого не встречалось (что именно?) и поясняет его.
    Сложноподчинённое предложение может состоять из двух и более простых предложений. Например, сложноподчинённое предложение Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось (К. Паустовский) состоит из четырёх простых предложений.
  • Сложносочинённое предложение. Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочинёнными: Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо была видна в высоте полная луна (М. Булгаков); Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему (М. Булгаков).
  • Синонимы — это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.
  • Синонимия – это явление, которое отражает смысловое и стилистическое разнообразие языка. Соответственно, синонимы различаются между собой оттенками лексического значения (смысловые, понятийные, синонимы) и стилистической окраской (стилистические синонимы).
    Синонимы группируются в синонимические ряды, в составе которых объединяются как понятийные, так и стилистические синонимы.
  • Синтаксис — раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.
  • Синтаксические нормы — это нормы построения синтаксических конструкций — словосочетаний и предложений.
  • Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
  • Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Например, суффиксы -чик (лётчик, водопроводчик), -щик (фонарщик, лекальщик), -ик (академик, трагик), -ин (грузин, осетин), -ист (машинист, лингвист), -ец (кавказец, волгоградец), -тель (писатель, читатель) образуют названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства. С помощью суффиксов -чиц(а) (лётчица, буфетчица), -щиц(а) (продавщица, уборщица, упаковщица), -иц(а) (мастерица, фельдшерица), -к- (осетинка, грузинка, артистка, машинистка, волгоградка), -ниц(а) (писательница, читательница) образуются названия лиц женского пола с тем же значением.
  • Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения: Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (А. Пушкин) — союз и связывает однородные члены. Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень (М. Горький) — союзы а, и связывают простые предложения в составе сложного.
  • Союзные слова — это относительные местоимения (который, что, кого, чем, кем и др.) и наречия (где, куда, откуда и др.), используемые в роли подчинительных союзов — связочных средств, с помощью которых придаточное предложение присоединяется к главному. Союзные слова, будучи самостоятельными частями речи, являются членами придаточного предложения, например дополнением: Скажи мне, кого мы тут ждём (В. Каверин); подлежащим: Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность (А. Чехов) ; обстоятельством: Откуда ветер, оттуда и счастье (М. Лермонтов).
  • Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
  • Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество.
  • Стилистические нормы — это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему языковые средства.

    Т

  • Текст — это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т. д.
    Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.

    У

  • Устная речь — это речь произносимая, звучащая. В устной речи важно правильно произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для нее характерны простые короткие предложения.
  • Ударение — это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
    Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова, например: парить и парить.
    Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: трава, земля, озеро, тёмный, небесный, леди, кисточка, обычный, буря, пилюля.
  • Условия выбора — это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые определяют, что следует писать в том или ином случае.
  • Условия выбора знака препинания — это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей.

    Ф

  • Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
  • Фразеология — раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
  • Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши — «бездельничать»; за тридевять земель — «далеко».
    Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.
    Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы — другие фразеологизмы; например, синонимы: на краю света, куда ворон костей не заносил; антонимы: возносить до небес — втаптывать в грязь.
    Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека — его отношение к труду, например: золотые руки, бить баклуши, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не терять головы, водить за нос и др.
    Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.
  • Фонетические нормы — это нормы произношения звуков современного русского литературного языка (например, музей [з’], пустячный [шн], свитер [т], текст [т’] и др.); постановки ударения в словах (например, звонишь (звонит, звонят), квартал, начать (начал, начала, начали), понять (понял, поняла) и др.) и соблюдения правильной интонации.

    Ц

  • Цитаты — это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитаты, как правило, сопровождаются указаниями на их источник.
    Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В. Г. Белинский писал о романе А. Пушкина: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
    Цитирование возможно при помощи косвенной речи: В. Г. Белинский писал, что «натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна».

    Ч

  • Чередование звуков — это мена звуков в одной и той же части слова, например: забросить — забрасывать, пеку — печёт, сохнуть — засыхать — сухой.
  • Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
    Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
    По значению и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.
  • Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее. Чужой речью называется также и то, о чём человек думает, что он пишет. Передаётся чужая речь различными способами: при помощи предложений с прямой речью, косвенной речью, а также простым предложением.

    Я

  • Язык — общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человеческого общества.
    Язык — основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения язык связан с жизнью общества, с народом — носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества.
    Язык — основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения язык связан с жизнью общества» с народом — носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества.
    Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке — в словах, словосочетания» и предложениях. С помощью языка люди передают свои знания, опыт от поколения к поколению.
    Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями.
    Каждый язык представляет собой сложную систему. Элементами этой системы являются звуки, слова, предложения, которые органично связаны между собой и образуют системы в языке: фонетическую, лексическую, морфологическую и синтаксическую.
  • Языкознание (по-другому: языковедение, лингвистика – от лат. lingua – язык) – это наука, изучающая язык: его устройство, его историю и современное состояние, его функционирование.

(Бараков М. Т. и др. Русский язык. Справочные материалы. 1993г.)

Scroll Up