Архив рубрики: Синтаксис

Вопрос №1 по теме «Виды простого предложения по структуре»

Вопрос. Как отличить назывные предложения, в которых название предмета имеет при себе определение, от личных предложений, в которых сказуемое выражено полным прилагательным (например: Твёрдый, искристый снег и Лес густой)?

Ответ. При разграничении назывных предложений, в которых название предмета имеет при себе определение, и таких личных предложений, в которых сказуемое выражено полным прилагательным, приходится принимать во внимание порядок слов (какое место по отношению к существительному занимает прилагательное) и связанные с ним интонационные особенности произношения (на какое слово падает фразовое ударение). Конечно, при решении вопроса нельзя не учитывать условий контекста.

Обычно в назывных предложениях определение-прилагательное стоит перед определяемым существительным, в личных предложениях сказуемое-прилагательное — после подлежащего-существительного, например: Тёмная ночь. Мы осторожно пробираемся по тропинке… Выделенное предложение назывное. Ночь темнущая-тёмная (Фурманов). Это предложение личное, со сказуемым темнущая-тёмная.

В назывных предложениях наиболее важным по смыслу словом является существительное в именительном падеже. На него и падает фразовое ударение. В личных предложениях со сказуемым-прилагательным фразовое ударение падает обычно на сказуемое.

Бывают, однако, случаи, когда в личном предложении сказуемое-прилагательное стоит перед подлежащим, и наоборот: в назывном предложении определение-прилагательное следует за именем существительным.

Сравним для примера:
1) Поздняя осень. Грачи улетели (Некрасов);
2) Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит (Некрасов). Если взять выделенные сочетания слов вне контекста, то установить, какое из них является назывным предложением, а какое — двусоставным со сказуемым-прилагательным, невозможно. В контексте же выясняется, что во втором примере славная — сказуемое; это вытекает из содержания следующего предложения, подтверждающего, что осень действительно славная. Иначе воспринимается предложение Поздняя осень, в котором утверждается существование того, что названо существительным в форме именительного падежа. Это назывное предложение.

Но в назывных предложениях определение-прилагательное может стоять и после определяемого существительного. Это наблюдается по преимуществу в поэтическом языке, где нередко используется приём инверсии, например: Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (Сурков). Перед нами здесь перечень ряда явлений, открывающихся глазам поэта. Эти явления только называются (с целью показать, что они есть). Фразовое ударение падает на существительные, служащие главными членами назывных предложений — осинник, речушка, бор, поля. Выделенные прилагательные являются здесь определениями, а не сказуемыми, хотя они и стоят после определяемых существительных. Ср. также: Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый. Кромка льда… Кому память, кому слава, кому тёмная вода, — ни приметы, ни следа (Твардовский). И здесь определения-прилагательные в назывных предложениях стоят после существительных.

Что касается приведённых в вопросе предложений: Твёрдый, искристый снег и Лес густой,— то отнесение их к определённому типу предложений вне контекста затруднительно. По-видимому, первое — назывное предложение. Второе — скорее всего личное предложение, но в определённом контексте, и оно может быть назывным, например: Глубокие овраги. Тропы звериные. Лес густой. Поваленные бурей огромные деревья … Жутко идти одному по таким диким местам.

В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. Трудные вопросы грамматики и правописания. 1958г.

Вопрос №1 по теме «Главные члены предложения»

Вопрос. Какие глаголы называются вспомогательными?

Ответ. Вспомогательными глаголами в собственном смысле называются такие глаголы, которые служат для образования форм других глаголов.

Глагольные формы, образованные при помощи вспомогательного глагола, являются сложными. В русском языке в качестве вспомогательного употребляется глагол быть, с помощью которого образуется будущее время от глаголов несовершенного вида («будущее сложное»).

Термин «вспомогательный глагол» нередко употребляется и в более широком смысле, а именно в применении и к таким глаголам, которые принимают участие в выражении сказуемого, являющегося в таком случае составным или сложным. Таковы глаголы: бывать, стать, становиться, делаться, казаться, являться и пр., употребляющиеся в составном именном сказуемом, глаголы стать, начать, собираться, продолжать, кончить, бросить и т. п., употребляющиеся в составном глагольном сказуемом в сочетании с неопределённой формой другого глагола. Указанные глаголы потому иногда называются вспомогательными, что в выражении сказуемого они играют вспомогательную роль, например: Накануне праздника гости начали съезжаться или продолжали съезжаться; Дети кончили обедать.

Основное значение сказуемого (значение действия, производимого лицом) здесь выражено неопределённой формой глаголов съезжаться, обедать; глаголы же начали, продолжали, кончили указывают лишь на тот или иной момент в ходе действия, т. е. служат, в сущности, для выражения видовых оттенков, а также обозначают наклонение и время.

В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. Трудные вопросы грамматики и правописания. 1958г.

Вопрос №1 по теме «Предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные»

Вопрос. Какой признак кладётся в основу деления предложений на повествовательные, вопросительные и восклицательные — интонационный или смысловой?

Ответ. Интонационная сторона речи отражает смысловую сторону, поэтому деление предложений на повествовательные, вопросительные и восклицательные опирается и на смысловой, и на интонационный признак. Конечно, при таком делении предложений один и другой признаки не отграничиваются, да и смысловая сторона здесь находит не полное отражение. Поэтому рассматриваемая классификация предложений не является вполне выдержанной, хотя и допускается в школьных учебниках в силу её сравнительной лёгкости для учащихся.

Деление предложений по смысловому признаку (по содержанию) предполагает учёт цели, которую имеет в виду говорящий при каждом высказывании.
Мы говорим с целью:
а) сообщать о каких-нибудь фактах;
б) узнавать путём вопросов о том, что нам неизвестно;
в) побуждать слушателей (читателей) к действиям.

С этой точки зрения целесообразно делить предложения на три группы:
а) предложения, имеющие в виду сообщение фактов,— за ними можно закрепить термин повествовательные;
б) предложения, выражающие вопросы, — к ним подойдёт термин вопросительные;
в) предложения, имеющие своей целью побуждения, их обычно называют побудительными или повелительными.

И сообщать о фактах, и спрашивать, и побуждать можно с выражением сильного чувства, например: Какой чудесный вечер! (сообщается о факте с выражением восхищения); Когда же, когда мы наконец поедем?! (вопрос с выражением нетерпения); Прекращать это безобразие! (побуждение, к которому присоединяется чувство возмущения).

Таким образом, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения одновременно могут быть и восклицательными. Лишь так называемые междометные предложения (т. е. выраженные одними междометиями) являются восклицательными в чистом виде.

В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. Трудные вопросы грамматики и правописания. 1958г.